Наши новости

Карантин на границах регионов

Карантин на границах регионов В связи с закрытием границ некоторых регионов России для автотранспорта, в том числе и грузового, водители сталкиваются с определенными трудностями. Необходимостью обзавестись специальными документами, чтобы осуществить доставку товаров первой необходимости или просто пересечь транзитом определенный регион.

Власти регионов спешно наращивают карантинные мероприятия, вызванные распространением COVID-19. Ситуация разнится в зависимости от региона: в одних – жителям пока просто рекомендуют не покидать жилища без особой нужды, а в других – за нахождение вдали от дома без справки от работодателя светит не иллюзорный штраф. Также эти меры коснулись и транспортной сферы. В некоторые субъекты Федерации вводится запрет на въезд легкового и грузового транспорта.

Например, в Астраханской области местные власти полностью запретили въезд любых транспортных средств из других регионов. Единственный транспорт, въезд которого пока разрешен – грузовики с продуктами питания и товарами первой необходимости, согласно списку, утвержденному губернатором. Для того, чтобы пересечь границы Астраханской области, водители грузовиков должны не только иметь специальную справку о состоянии здоровья. Также каждый водитель обязан иметь при себе антисептик, перчатки и медицинскую маску.

В Татарстане ситуация еще серьезнее. Водителям грузового транспорта, перемещающегося по территории республики недостаточно иметь медицинскую справку от работодателя. Документ должен быть составлен по форме, определенной Министерством транспорта Республики Татарстан. Посетить саму Казань водителю еще сложнее. Въехать в город он сможет только, оформив специальное разрешение с помощью СМС-сообщения.

В Башкирии ситуация едва не дошла до абсурда. Водителей, привозивших грузы из других регионов, собирались изолировать на 14-дневный карантин. Причем оплачивать карантин должна была компания – получатель груза. Такими беспрецедентными планами отличился местный Центр гигиены и эпидемиологии. К счастью данная инициатива пока так и не была реализована.

Бумажная волокита

С середины этой недели власти регионов России планируют начать вводить ограничения для грузового транспорта и специальные пропуска, которые позволят данные ограничения обходить. В Объединении перевозчиков России заявили, что ни одна из компаний-участниц объединения еще не обращалась с жалобами на ограничения. С другой стороны, в ассоциации «Дальнобойщик» отмечают, что жалобы от водителей все-таки имеют место, в частности, в Астраханской области, где правоохранители отказывались пропускать грузовики, у водителей которых не было на руках медицинских справок.

Вся эта ситуация существенно осложняет жизнь ИП, занимающимся грузоперевозками и даже крупным транспортным компаниям. Теперь им приходится отслеживать любую информацию, связанную с пропускным режимом в регионах и разбираться в видах пропусков и справок.

Все ли законно?

На фоне всего, описанного выше, следует обратить внимание на то, что на федеральном уровне до сих пор не было принято ни одного законопроекта, связанного с ограничением движения транспорта внутри России. Так что смело можно считать, что все, существующие на данный момент ограничения – произвол местных властей.

Ограничения на передвижения пассажиров и грузов между регионами вполне могут быть полезными и разумными, однако законность таких мер региональных властей можно поставить под сомнение. Суть в том, что свобода перемещение граждан – право, гарантированное конституцией Российской Федерации и может быть ограничено только при введении чрезвычайного положения. Режим чрезвычайного положения, в свою очередь, вводится указом президента и только после его одобрения Советом Федерации.

Получается, что таким образом, вводя карантинные меры в условиях не введенного чрезвычайного положения, власти регионов проявляют сепаратизм. В данной ситуации у перевозчиков остается надежда только на федеральную власть, которая надавит сверху на зарвавшихся региональных чиновников и восстановит эффективную работу транспорта, осуществляющего доставку товаров первой необходимости и продуктов питания.

В ассоциации "Дальнобойщик" считают, что местные власти и правоохранители не имеют права требовать от водителей, осуществляющих перевозки между регионами ни каких дополнительных документов, кроме тех, которые предусмотрены федеральными законами. Можно было бы смириться со специальными разрешениями для дальнобойщиков, если бы власти были в состоянии обеспечить простую и доступную процедуру оформления данных документов, желательно, стандартную для каждого региона.

Транспортные кампании требуют лояльности

В транспортных кампаниях отмечают, что сложившаяся в данный момент ситуация происходит в стране впервые. Никто не был готов к пандемии COVID-19. Различным министерствам и службам приходится «на ходу» вырабатывать меры противодействия распространению заболевания. То, что компания продолжает работать в стандартном режиме, поставки жизненно важных товаров и продовольствия не срываются – уже является достижением. Как только механизмы контроля и противодействия эпидемии будут отлажены, отношение региональных властей к грузоперевозчикам станет более лояльным.

Тем не менее, юристы отмечают что сейчас водитель-дальнобойщик должен быть готов ко всему. Обязательно стоит еще раз перепроверить наличие всех документов и озаботиться наличием медицинской справки. Также стоит иметь при себе ТТН на груз, если водитель осуществляет перевозку продуктов первой необходимости. При наличии такого груза проще избежать проволочек при пересечении границ регионов. Отправляясь в определенный регион, водителю будет не лишним поинтересоваться специальными санитарно-эпидемиологическим требованиями в данном регионе и озаботиться их соблюдением.

Наиболее надежным выходом из ситуации будет составить справку в вольной форме на предприятии, где работает водитель. В справке обязательно должен фигурировать тип предприятия как «непрерывно действующий», «выполняющий перевозку товаров первой необходимости». Также водитель должен иметь копию заявления о том, что он согласен работать в нерабочие дни.

Не стоит считать данную рекомендацию от юристов панацеей. Но в ситуации, когда отсутствуют четкие указания «сверху» и местная власть во многом занимается самоуправством, лучше принять такие меры, чем не принимать никаких.

Водителю-дальнобойщику важно, помимо документов, озаботиться наличием в машине антисептика, одноразовых перчаток и медицинских масок. Без такого набора водитель не сможет попасть на некоторые логистические объекты уже сейчас, а в дальнейшем ситуация может усугубиться.

Сотрудникам кампаний-перевозчиков, индивидуальным предпринимателям в транспортной сфере, а также простым водителям дальнобойщикам сейчас важно следить за изменением ситуации в регионах, через которые пролегают их маршруты.