Новые правила труда и отдыха для водителей

В России с 5 мая 2018 года вступили в силу поправки к приказу Минтранса, которые ужесточают требования к режиму труда и отдыха водителей.

Согласно поправкам, водители, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров, обязаны делать остановку минимум на 15 минут после 4 часов непрерывного управления. По мнению «Российской газеты», такие требования вполне обоснованы.  Часто аварий происходят из-за усталости водителя. Находясь за рулем по 8 часов, у водителя притупляется внимание, он может уснуть за рулем.

Все это приводит к трагедиям. Особенно страшные последствия случаются, когда  речь идет о перевозке людей в автобусах.  Только в прошлом году таких трагедий произошло немало. Избежать этого можно, если водители будут соблюдать режим труда и отдыха. С этой целью грузовики и автобусы оснащаются тахографами. Прибор позволяет контролировать время нахождения водителя за рулем. Наличие тахографов и их показания могут проверять  как сотрудники Ространснадзора, так и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД прямо на дорогах.

Вначале нормативы об отдыхе после четырех часов вождения носили  рекомендательный характер. С внесением поправок эта норма стала  обязательной. Если раньше остановки на 15 минут не чаще чем раз в два часа касались только международных перевозок, то теперь они распространяются и на внутренние. Еще одно новшество: суммарная продолжительность управления автомобилем не может превышать 56 часов в неделю. Это период времени с 0 часов 0 минут 0 секунд понедельника до 0 часов 0 минут 0 секунд воскресенья. При этом за две недели подряд водителю нельзя находиться за рулем более 90 часов.

Ответственность за соблюдение этих норм несут не только хозяева транспортных средств, но и водители. В Госавтоинспекции отмечают, что выявить нарушение режима труда и отдыха на дороге не составляет проблем. Но что касается выявления нарушения этого режима за две недели, то сложности есть, так как не все тахографы могут сохранять информацию так долго и не все ее распечатывают на чеке.

Если сотрудник ГАИ замечает, что водитель сильно уставший, то он вправе  запросить такую информацию в компании. Напомним, что за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена ответственность водителя в виде штрафа от 1 до 3 тысяч рублей. За отсутствие тахографа или за то, что он не работает, водитель заплатит тот же штраф, а его работодателю это нарушение обойдется от 5 до 10 тысяч рублей.

По словам заместителя председателя Общественного совета при министерстве транспорта Натальи Агре, до тех пор пока отсутствуют единые требования и единые штрафы для юридических и физических лиц, порядок в обеспечении режима труда и отдыха водителя навести не удастся.

Приведение в порядок системы, касающейся юридических лиц, скажется большой нагрузкой на добропорядочных компаниях, тех, кто соблюдает правила, а это может привести к повышению цен за перевозку. В то время, как  недобропорядочные компании будут выводить из своих активов транспорт и передавать его частным лицам. Частники же не обязаны соблюдать жесткие требования, установленные для перевозчиков-юрлиц. Таким образом, необходимо создать единые требования и единую ответственность как для юридических лиц, так и для перевозчиков — физических лиц.

Правилам дорожного движения предусматривают положение, что  останавливать транспорт для проверки могут только сотрудники ГИБДД. И только они могут потребовать предъявить водителя права и документы на машину. Минтранс предлагает внести поправки в Правила, по которым такие же полномочия будут и у сотрудников Ространснадзора. Позиция МВД такова: останавливать транспорт для проверки сотрудники Ространснадзора могут, но только там, где установлен знак 3.17.3 «Контроль».